[personal profile] sumka_mumi_mamy
Летом я начинала разговор о том, что Астрид Линдгрен – писатель математического склада, и что в каждом своем герое и читателе она предполагает любовь к математике, а теперь хочу обсудить ее отношение к логике. Астрид Линдгрен изобрела или приспособила на свой лад несколько логических приемов, которые никто не использует именно так, как она: оттого они такие узнаваемые. Я буду о каждом таком приеме рассказывать отдельно, чтобы вместо одного длинного текста получилось несколько коротких фрагментов. Это будет даже не рассказ как таковой, а примеры с комментариями. Некоторые примеры очень похожи по своей логической структуре. Другие подходят к той или иной подборке с некоторой долей условности, и все-таки «фирменность» приемов Астрид Линдгрен не перестает меня восхищать.

Прием нумер один: опровергнуть раз и навсегда
Зачеркнул "Пушкин" и написал "Лермонтов"
Склонность к логическим парадоксам в большей степени свойственна двум ее бунтарям – Пеппи и Карлсону. Альтруистка Пеппи и самовлюбленный Карлсон, казалось бы, антиподы, но, в смысле отношения к логике, они похожи, как родные брат и сестра.
Ах! воскликнула Пеппи. Что за счастливый день! Больше всего на свете ну конечно, после крема из ревеня я люблю полицейских.
Сияя счастливой улыбкой, она двинулась навстречу полицейским.
Ты и есть та самая девочка, которая поселилась в этой вилле? спросил один из полицейских.
А вот и нет, ответила Пеппи. Я сухонькая старушка и живу на третьем этаже в особнячке на другом конце города.


Вы знаете, как зовут эту старушку, которая поселилась на самом верху?
Неужели вы ее не узнали – это же скандально известная фру Густавсон!
Когда к Гунилле вернулся дар речи, она проговорила:
– Это кто такой?
– Всего лишь маленькая выдумка, – ответил странный человечек и стал еще энергичнее болтать ножкой. – Маленькая фантазия, которая лежит себе да отдыхает. Короче говоря, выдумка!
– Это... это... – проговорил Кристер, запинаясь.
– ...маленькая выдумка, которая лежит себе и кричит по-петушиному, – сказал человечек.
– Это Карлсон, который живет на крыше! – прошептала Гунилла.
– Конечно, а кто же еще! Уж не думаешь ли ты, что старая фру Густавсон, которой девяносто два года, незаметно пробралась сюда и разлеглась на полке?


Безапелляционный Карлсон с ходу опровергает все, что его не устраивает. Он легко выбивает из колеи противного мальчика Кирре, который не верит, что его дрессированная собака действительно умеет разговаривать и печь булочки:
Карлсон обратился к щенку:
– Разве тебе трудно говорить, Альберг?
– Нет, – ответил щенок. – Мне трудно говорить, только когда я курю сигару.


Альберг, ты испечешь булочку? спросил Карлсон.
Альберг зевнул и лег на пол.
Нет, не могу... ответил он.
Ха-ха! Так я и думал! закричал Кирре.
...потому что у меня нет дрожжей, пояснил Альберг.


Нельзя не вспомнить в этом и его классический диалог с малышом:
Да, конечно, но ведь мы не знали... – оправдывался Малыш.
"Не знали"! ворчал Карлсон. Вы должны были надеяться! Вы всегда должны надеяться, что я навещу вас, и потому твоей маме каждый день надо одной рукой жарить тефтели, а другой сбивать сливки.


Пеппи тоже абсолютно уверена в свой правоте и готова спорить до последнего:
Она села на ступеньки у двери аптеки и выстроила в ряд все свои склянки.
Какие взрослые чудные! вздохнула она. Вот у меня постойте, сейчас сосчитаю, вот у меня тут восемь пузырьков, и в каждом налито чуть-чуть. А ведь все это легко уместилось бы в одной бутылочке. Сказано сделано. "Сейчас лукарство мы возьмем, в одну бутылочку сольем," запела Пеппи, откупорила подряд все восемь пузырьков и слила все в один. Потом она энергично взболтала смесь и, не долго думая, сделала несколько больших глотков. Анника, которая заметила, что на некоторых пузырьках наклеена бумажка с надписью "Наружное", не на шутку испугалась.
Пеппи, откуда ты знаешь, что это не яд?
Сейчас еще не знаю, но скоро узнаю, весело ответила Пеппи.
Завтра мне будет совершенно ясно. Если я до утра не умру, значит, моя смесь не ядовита и все дети могут ее пить.
Томми и Анника задумались. Наконец Томми сказал неуверенным, упавшим голосом:
А что, если эта смесь все же окажется ядовитой?
Тогда вы остатком будете полировать мебель, ответила Пеппи. – Так что даже если моя смесь окажется ядовитой, мы все равно не зря покупали эти лукарства.


Своим отчаянным авантюризмом и готовностью идти до конца, Пеппи напоминает уже не Карлсона, а героя «Москвы-Петушков». Бонвиван Карлсон лечится похожим образом, однако он, в отличие от них, не ошибается в рецептах:
"Приторный порошок" по рецепту Карлсона, который живет на крыше. Ты возьмешь немного щоколаду, немного конфет, добавишь такую же порцию печенья, все это истолчешь и хорошенько перемешаешь. Как только ты приготовишь лекарство, я приму его. Это очень помогает от жара.
Сомневаюсь, заметил Малыш.
Давай поспорим.


Другие персонажи опровергают не менее решительно, хотя, скорее, поневоле:
Надеюсь, вам нравится? спросила Фрекен Бок.
Дядя Юлиус впился зубами в цыплячью ножку, а потом сказал с насмешливым видом:
Да, спасибо! Хотя этому цыпленку уж наверняка сровнялось пять лет, зубы позволяют мне это точно определить.
Фрекен Бок вспыхнула и сморщила лоб от обиды.
У такого цыпленка вообще нет зубов, сказала она с горечью.


И, напоследок, истина глазами младенца:
– Так воспитанные люди не говорят, – сказал папа. – А ты ведь хочешь стать воспитанным человеком?
– Нет, папа, я хочу стать таким, как ты, – ответил Малыш.


Где еще, кроме произведений Астрид Линдгрен, мы встречаем столь же полное и решительное опровержение сказанного? Мне, в первую очередь, вспоминается такой пример:
— Достоевский умер, — сказала гражданка, но как-то не очень уверенно.
— Протестую! — горячо воскликнул Бегемот. — Достоевский бессмертен!

Date: 2013-10-28 01:16 am (UTC)
From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com
Здорово!! И сравнение с Венечкой... Восторг!

Date: 2013-10-28 01:56 am (UTC)
From: [identity profile] sumka-mumi-mamy.livejournal.com
И задачки, задачки!
Фрекен сказала, обращаясь к Аннике:
- Ну, Анника, теперь ты сосчитай. Густав пошел со своими товарищами
на экскурсию. Ему дали с собой одну крону, а вернулся он с семью эре.
Сколько денег потратил Густав?
- А я хочу знать, - сказала Пеппи,- почему этот мальчишка так сорил
деньгами? И что он купил на них: лимонаду или что-нибудь еще? И хорошо
ли он вымыл уши, когда собирался на экскурсию?

Примерно такие задачки Веничке загадывает Сфинкс :)

Date: 2013-10-29 12:12 am (UTC)
From: [identity profile] imb-irj.livejournal.com
А хорошо ли вы моете уши перед тем, как писать в Жж? ))))

Date: 2013-10-29 04:16 am (UTC)
From: [identity profile] sumka-mumi-mamy.livejournal.com
Особенно, по-бальному:)

Date: 2013-10-28 04:11 am (UTC)
From: [identity profile] el-tigr.livejournal.com
Сюда же еще и это, наверное:

Фрекен Бок окинула Карлсона безумным взглядом, а потом обратилась к Малышу:

– Разве твоя мама предупредила, что этот мальчик будет у нас обедать? <…> Я сказала, отвечай – да или нет! На простой вопрос всегда можно ответить «да» или «нет», по-моему, это не трудно.

– Представь себе, трудно, – вмешался Карлсон. – Я сейчас задам тебе простой вопрос, и ты сама в этом убедишься. Вот, слушай! Ты перестала пить коньяк по утрам, отвечай – да или нет?

У фрекен Бок перехватило дыхание…

Date: 2013-10-28 04:36 am (UTC)
From: [identity profile] sumka-mumi-mamy.livejournal.com
О, это как раз мое любимое, еще с детства! Для такого типа штук я собираюсь завести отдельную категорию, только не предумала пока точного названия, что-нибудь про презумпцию, наверное. Примеров оказалось так много, что окончательной классификации у меня пока нет.

Date: 2013-10-30 08:26 am (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
Ты бы знала, сколько их в жизни (вот хоть i_eron-а спроси - нам в последнее время косяком идут). И мем про коньяк позволяет их мгновенно разоблачить и приколоть, как бабочку.

Date: 2013-10-28 05:39 am (UTC)
i_eron: (Default)
From: [personal profile] i_eron
>>Пеппи тоже абсолютно уверена в свой прямоте...

Тут слышен явный болгарский акцент (право=прямо).

Date: 2013-10-28 10:52 am (UTC)
From: [identity profile] eta-ta.livejournal.com
вот - я скрутила внутреннего педанта и промолчала, а вы из замечания сделали комплимент.

душеведу на заметку.

Date: 2013-10-28 12:58 pm (UTC)
From: [identity profile] enjoy-reading.livejournal.com
Здорово так подмечено! Надо будет с мальчишками обсудить!

Date: 2013-10-28 01:05 pm (UTC)
From: [identity profile] sumka-mumi-mamy.livejournal.com
А мы с Вадимом стали с вашей подачи Цацики читать. Свежо и интригующе!

Date: 2013-10-28 02:46 pm (UTC)
From: [identity profile] luckyed.livejournal.com
Супер. Просто супер. Наслаждаюсь каждым словом. Купаюсь в тексте. Наверное потому, что я математик.

Date: 2013-10-28 07:34 pm (UTC)
From: [identity profile] sumka-mumi-mamy.livejournal.com
Вот откуда, откуда у нее все эти конструкции в голове завелись? Неужели кто-то вокруг нее действительно там острил? Почему никто из детских писателей не придумал ничего подобного? Буквально на каждой станице. Тащусь!

Date: 2013-10-29 08:54 am (UTC)
From: [identity profile] luckyed.livejournal.com
Точно. Абсолютно уникальна!

Date: 2013-10-28 04:29 pm (UTC)
i_eron: (Default)
From: [personal profile] i_eron
Замечательно! В детстве я думал, что только так и надо - решительно опровергать. Ведь всё совершенно ясно. Если, конечно, соображать. А взрослые мямлят только потому, что у них в голове болото. С тех пор мне постепенно объяснили, что иногда стоит трусливо мямлить, даже если очень хочется опровергнуть (всегда!). Но я всё равно знаю, как на самом деле правильно - вот как Карлсон, Пеппи и Бегемот.

Date: 2013-10-28 07:40 pm (UTC)
From: [identity profile] sumka-mumi-mamy.livejournal.com
Моя дочь присмотрела себе незнакомые йогурты. "Почему эти? Разве ты их уже пробовала?" "Нет, я просто знаю, что люблю такие йогурты!" По утрам она не просит жалобно: "Не везите меня в школу", она ставит перед фактом: "Маленького ребенка нельзя везти в школу, если он этого не хочет!" Она просто знает, что нельзя, и точка.
Вот откуда это просто-знание берется и куда потом девается? Как это чудесно, что вашего внутреннего Бегемота никто не спугнул!

Date: 2013-10-28 07:50 pm (UTC)
i_eron: (Default)
From: [personal profile] i_eron
Откуда берётся? Ну просто берётся, и всё! :-)

А вот куда девается - это вопрос. Я думаю, постепенно дети обращают внимание, что иногда оказываются неправы. "Не ешь столько торта - живот заболит." Иногда ведь так-таки болит. И тогда умнейшие из них постепенно "искусственно" воспитывают в себе способность критически оценивать эту "вдруг взявшуюся" изначальную уверенность. Со временем это уже получается само, детская уверенность в себе исчезает и её приходится выстраивать заново, теперь уже на основе т. наз. "рациональной картины мира". Зря это всё, я считаю, уж лучше пусть живот болит.
Edited Date: 2013-10-28 07:52 pm (UTC)

Date: 2013-10-28 11:10 pm (UTC)
From: [identity profile] sumka-mumi-mamy.livejournal.com
А вот те, кто не сдается, кто через всю жизнь проносит уберждение, что пятью пятью девятнадцать, а "сам стоит сзади и костыль держит", им и принадлежит мир :)

Date: 2013-10-30 08:30 am (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
Нет. В каком-то возрасте это начинает быть упёртостью и зашоренностью, а не детской непосредственностью. Я таких знаю. И они - да, уверены, что мир принадлежит им. А я не уверена. (Почему не уверена? - а вот по этому самому противному неодобряемому тобой опыту. К нам один такой завтра приедет).

Date: 2013-10-30 12:19 pm (UTC)
From: [identity profile] sumka-mumi-mamy.livejournal.com
Вот-вот, полпроценты из них Львытолстые, а остальные просто противные дядьки с костылем.
А еще такой любопытный феномен: годам к сорока люди, чего-то добившиеся в жизни, вдруг начинают себя считать экспертами во всех областях. Это я уже наблюдаю по некоторым своим знакомым.

Date: 2013-10-28 05:26 pm (UTC)
From: [identity profile] andreylv.livejournal.com
Не-линдгреновское что-то не вспоминается. Зато кстати вспомнился Эмиль. Во-первых, лимонад, который ему "нельзя пить, когда у него нет денег, и нельзя пить, когда есть деньги". Во-вторых, мышеловка, которую надо поставить под папиным стулом именно потому, что от папы нет крошек и крыса может покуситься на папины пальцы.

Date: 2013-10-28 07:42 pm (UTC)
From: [identity profile] sumka-mumi-mamy.livejournal.com
Вспомнилось не-линдгреновское:
- Если я выстрелю в шарик, он испортится.
- А если ты не выстрелишь, тогда испорчусь я!

Date: 2013-10-28 05:28 pm (UTC)
From: [identity profile] andreylv.livejournal.com
Кстати, не знаю, можно ли отнести в эту категорию Белое Безмозглое с мокрой сетью?

Date: 2013-10-28 07:49 pm (UTC)
From: [identity profile] sumka-mumi-mamy.livejournal.com
Пожалуй. И островитян из Кривдино, которые вечно все отрицали, и попутчиков Алисы, у которых одно слово разговора и одно колечко дыма стоят тысячу фунтов :)

Date: 2013-10-29 08:22 am (UTC)
From: [identity profile] chugaylo.livejournal.com
Такому упорству в отстаивании своего мнения следовало бы поучиться=) Мне, в смысле поучиться.

Date: 2013-10-29 12:21 pm (UTC)
From: [identity profile] sumka-mumi-mamy.livejournal.com
Интеллигентные люди Карлсонами не бывают :)

Date: 2013-10-29 06:48 pm (UTC)
From: [identity profile] chugaylo.livejournal.com
Мне кажется, в каждом мужчине есть малая или большая доля Карлсона=)

Во мне большая! За исключением проказливости=)

Date: 2013-10-30 12:16 am (UTC)
From: [identity profile] sumka-mumi-mamy.livejournal.com
Не, в тебе большая доля альтруистичного Сванте Свантесона!
Edited Date: 2013-10-30 12:17 am (UTC)

Date: 2013-10-31 03:59 pm (UTC)
From: [identity profile] chugaylo.livejournal.com
Если только его беззлобность=)

Date: 2013-10-30 08:47 am (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
Помню из Франсуазы Малле-Жорис:

Полина. Ты любишь папу?
Я. Да.
Полина. И будешь любить всегда?
Я. Конечно.
Полина. А почему ты в этом так уверена?
Я. …
Полина. Вдруг ты однажды скажешь себе: ох, какой у него огромный нос!
Я. Но я люблю папу не за нос!
Полина. А я за нос. Мне его нос очень нравится. Но может и разонравиться.
Я. И что же ты будешь делать, если он тебе разонравится?
Полина. Ой! Бедный папа! Придется притворяться.

Да вообще вся эта книжка полна таких примеров. А ещё мои дети, особенно Р., так разговаривают. Сегодня мы бежали, опаздывая на поезд, и я не успевала убрать в сумку кошелёк и карточки - так и бежала с кучей бебехов наперевес (очень необтекаемо). Когда мы всё же вскочили в поезд, рассказываю ей:
- Я бежала и думала, что лучше: остановиться и убрать всё, зато потом бежать быстрее, или бежать так. Понимаешь, человека очень замедляет при беге, когда -
- Он думает?

Date: 2013-10-30 10:54 am (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
Кстати, вот интересно, - в каком возрасте ты бы дала своим детям такую книжку? Мне кажется, она не детская, но я про абсолютный возраст плохо понимаю, и что в каком возрасте сама читала, тоже не помню.

Date: 2013-10-30 12:29 pm (UTC)
From: [identity profile] sumka-mumi-mamy.livejournal.com
Надо все-таки ее добыть! Мне Вербилка очень ее советовала, но в местной библиотеке была только другая ее книга, про мать, которая откачивает сына-наркона после попытки самоубийства, я не достаточно увлеклась и бросила ее.
Ф. говорит: "Представляешь, видел в метро тетушку средних лет, которая читала книжку, которую В. сейчас читает". Мои все читают с опережением, не знаю, хорошо это или плохо. В. подсел на подростковые серии. Ф. я еле убедила не вешать на школьной конференции по французской грамматике пример из "Вторжения варваров", где в книжном прошедшем времени обсуждается феллацио. То есть мне, конечно, приятно, как матери, что нам понравился один и тот же диалог, но чувство юмора учительницы тоже нельзя испытывать бесконечно :)

Date: 2013-10-30 08:31 pm (UTC)
From: [identity profile] gianthare.livejournal.com
где в книжном прошедшем времени обсуждается ...
Как у вас однако.
Edited Date: 2013-10-30 08:34 pm (UTC)

Date: 2013-10-31 03:23 am (UTC)
From: [identity profile] sumka-mumi-mamy.livejournal.com
Этот фильм -- наша национальная гордость, он Оскара получил!

Date: 2013-10-31 06:14 am (UTC)
From: [identity profile] gianthare.livejournal.com
Наверное, я имел в виду "у вас в семье", а не "у вас в Канаде"

Date: 2013-10-31 02:19 pm (UTC)
From: [identity profile] sumka-mumi-mamy.livejournal.com
Вот этот диалог, я попыталась его перевести: http://sumka-mumi-mamy.livejournal.com/13551.html
Герои (историки и филологи) обсуждают знаменитый эпизод смерти президента Феликса Фора, с которой связан непереводимый анекдот: "Президент в сознаниии" "Нет, она вышла через боковую дверь" Для меня этот диалог вершина сценарного мастерства, во всех смыслах :) Сам фильм построен на канадских реалиях, но даже не зная их, мне кажется, смотреть его удовольствие.

Date: 2013-10-31 12:41 am (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
Странно, мне твои комменты почему-то на почту не доходят.

Я раньше тоже давала с опережением, потом поняла, что нельзя злоупотреблять - чувствуют, что не понимают и трудно, и хватаются за книжки для совсем уж двухлетних. Поэтому я просто подсовываю всё, что приходит в голову, а они сами пробуют. Но до ваших подвигов в сексуальном образовании нам ещё о-оочень далеко - Р., при всей её общей и литературной развитости, ужасно в этом смысле инфантильна. Ей просто неинтересно.

А детские книжки, что ж, я и сама ("тётушка средних лет"?) с удовольствием читаю. Многие.

Книжка хорошая. Других я её не читала. Ну прочти, в виде исключения, по-русски - перевод вроде неплохой.

Date: 2013-10-31 03:39 am (UTC)
From: [identity profile] sumka-mumi-mamy.livejournal.com
Во-первых, это сценарий знаменитейшего фильма, который получил Оскара. Кажется, он без возрастных ограничений. Во-вторых, я считаю, что если человек улавливает эти лингвистические тонкости, то он готов к такой теме :) В третьих, у нас очень взрослые 13, почти 14, и он реально юноша, а не ребенок. И друзья школьные у него взрослые, шутку оценили, и "Амели" у них в этом году в школьной программе, так что француженка тоже наш человек явно :)

Не могу по-русски, даже в хорошем переводе. Найду по-французски, обещаю :)

Date: 2013-10-31 07:42 am (UTC)
From: [identity profile] humorable.livejournal.com
Для меня вершина - вопрос: перестала ли ты пить коньяк по утрам?

Date: 2013-10-31 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] sumka-mumi-mamy.livejournal.com
Для меня тоже! С него все и началось :) Но таких вопросов в ее книгах запрятано немало (перечислю потом все, что попалось), просто именно этот стал классикой.

Date: 2013-10-31 08:55 am (UTC)
From: [identity profile] nu57.livejournal.com
О, ещё, кстати, вспомнила (это я речь сочиняю на послезавтрашнее событие), из "Мальчика Мотла":

"С тех пор как я себя помню, я никогда не был в таком почете, как сейчас. За что мне, собственно, такой почет? Отец мой, кантор Пейся, как вы уже знаете, умер в первый день праздника «швуэс», и я остался сиротой.
С первого же дня после праздника я и мой брат Эля стали читать кадеш. Эля и научил меня этой молитве.
Мой брат Эля — преданный и любящий брат, но учитель он плохой. Он вспыльчив, дерется! Он раскрыл молитвенник, уселся со мной и стал учить: «Да возвеличится, да святится великое имя его…».
Он хочет, чтобы я сразу все запомнил. Повторяет раз и второй от начала и до конца, а потом велит мне говорить одному. Я пытаюсь, но дело не идет.
До второй строфы еще кое-как, а дальше — стоп… Тогда Эля толкает меня локтем и говорит, что голова у меня, видно, где-то на улице (угадал ведь!) или занята теленком (точно в голове у меня побывал!)… Он не ленится и повторяет со мной молитву еще раз. Кое-как добрались до середины, а дальше ни с места! Эля хватает меня за ухо и говорит:
— Если бы отец воскрес и увидел, какой у него сын!..
— Мне бы тогда не нужно было читать кадеш! — отвечаю я и получаю здоровенную оплеуху левой рукой по правой щеке."

Вся разница - только в этой оплеухе и есть.

Date: 2013-11-01 02:24 am (UTC)
From: [identity profile] sumka-mumi-mamy.livejournal.com
Уже послезавтра? Вы это, конечно, совершенно уникальным образом делаете!
Мне кажется, в идишской традиции (которую я плохо знаю) такого должно быть много. Почему-то вспомнились стихи Квитко про Лемеле в этой связи, хотя там немного другой прием.

Date: 2014-02-19 06:36 am (UTC)
From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com
"Вот откуда, откуда у нее все эти конструкции в голове завелись? Неужели кто-то вокруг нее действительно там острил? Почему никто из детских писателей не придумал ничего подобного?"

По-моему, Льюис Кэрролл острил очень похоже. И, не смейтесь, Брассенс тоже.

(Шепотом: у них у всех один психотип, с Первой Логикой.)

Date: 2014-02-19 06:45 am (UTC)
From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com
Упс! А я и не видела, что Кэрролла Вы уже поминали. Но как бы то ни было, они все у меня давно висят на одной странице фотографий, вместе с Туве Янссон. Сейчас отдельно дам ссылку.

Date: 2014-02-19 10:58 pm (UTC)
From: [identity profile] sumka-mumi-mamy.livejournal.com
Я не буду смеяться, потому что изначально собиралась именно сравнивать логические конструкции у Лингрен и Брассенса :)

Date: 2014-02-20 04:46 am (UTC)
From: [identity profile] spaniel90100.livejournal.com
Прибавьте еще Окуджаву ("умный в одиночестве ходит кругами, он ценит одиночество превыше всего") и Грибоедова.
Психотип 1 Логика - 2 Воля - 3 Эмоция - 4 Физика.

Profile

sumka_mumi_mamy

April 2022

S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
1718 1920212223
24252627282930

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 22nd, 2025 06:49 am
Powered by Dreamwidth Studios